Источник иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
на Унгуте
Мы давно слышали об этом роднике, но подробно прочитали о нём только в нашей районной газете за 2019 год. И, конечно же, нам сразу захотелось его посетить.
Из интернета мы узнали, что источник в деревне Новоалексеевка 22 июля 2014 года был освящён по благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Освящение совершил благочинный церквей Березовского округа, настоятель Введенского храма посёлка Березовка иерей Андрей Дорогов. Этот родник один из самых известных на всю Сибирь. С 2003 года на праздник Крещения Господня священник освящает воду, исходящую из родника, и многочисленные верующие стекающиеся сюда за святой водой и для крещенского омовения. Ключ целительной воды не замерзает даже в сильные морозы. Вода в роднике холодная, специфических привкусов не имеет, на вкус приятная, минерализирована и немного газирована – азотом, кислородом и углекислым газом.
Планируя поездку, как всегда, заглянули в Яндекс.Карты и изучили маршрут, ориентируясь на подсказки корреспондента газеты, написавшего большую статью об источнике. Яндекс нарисовал нам сразу несколько маршрутов, но самый короткий — почему-то утаил.
Оказалось, мимо этого родника мы не раз проезжали в Нарву на Фестиваль Высоцкого. Так что о короткой дороге знали. Маршрут получился знакомый — всего около 90 километров.
И вот в назначенный день мы направились к источнику. Хочу немного рассказать об этой дороге, чтобы никого не испугали те странности, которые возникли у нас на пути.
Саянский, Стойба, Партизанское, Запасной Имбеж — Сугристое, выезд на трассу у Новомихайловки, Кияй, Островки. Ждём поворота влево на Новоалексеевку, он тут единственный до самой Нарвы, и вдруг перед нами вырастает совсем не тот указатель, которого мы ждали.
Почему Алексеевка? А где Новоалексеевка? Интернета нет, уточнить маршрут негде. Неуверенно поворачиваем. Всего 10 километров, если ошибёмся — прогуляемся. Асфальт закончился, начилась грунтовая дорога. А места-то красивые!
Проехали какую-то безымянную речку, потом ещё одну — под названием Тюлюп.
Дорога виляет у подножия Саянских отрогов, заросших смешанным лесом — да таким густым, что не пройти. Стараемся представить, как сюда добирались первые поселенцы — шли через лес. Медведи, волки… Страшно! И вот за очередным поворотом появился первый указатель:
Значит, всё-таки Новоалексеевка! Видимо, кто-то считает, что между Алексеевкой и Новоалексеевкой разницы никакой. Заезжаем в деревню, которую хорошо изучили в Яндексе, представляя, что это новый современный посёлок — НОВОалексеевка, где рядом с таким источником живут самые счастливые люди.
Мы, конечно, обратили внимание на редкие домики, но что они почти все нежилые да развалившиеся, даже представить себе не могли. Сначала решили, что не там свернули, потом — что это не та Новоалексеевка. Пролетели поворот на Озёрную в ожидании, когда начнётся деревня. И вдруг она закончилась. Впереди опять встала тайга. Решили вернуться и расспросить людей. Ели нашли жилой дом, но нам никто не открыл. Колеся в недоумении туда-сюда по главной улице, нашли какой-то поворот.
Свернули, типа на Озёрную, хотя озера видно не было. Дорога — ужас, особенно после дождя, но хотя бы отсыпная.
В конце улицы упёрлись в небольшой дворик с синим покосившимся забором. А вокруг развернулся убогий пейзаж старой захиревшей деревушки.
За синим забором оказалось именно то, что мы искали. У ворот начинался деревянный настил. Мы пошли по нему: небольшая сторожка, молодые ели и сосны, а внизу показались деревянные колодцы.
Я смотрела и не могла налюбоваться. В небольшой запруде стояла чистая-пречистая вода. В колодце что-то слабо бурлило — то тут, то там, не прекращаясь ни на миг, пробивались воздушные пузырьки.
Но пузырьки поднимались не только в колодце. Между камней, которыми обложили пруд, струились ручейки — маленькие, но хорошо заметные невооружённым глазом.
У колодца висело ведро. Мы набрали воду в бутылку и в канистру. Попили. Вкусная! Огляделись вокруг.
Это был не просто родник. Вода источалась из-под всего пригорка, с которого мы только что спустились. Тихая запруда была одной большой купелью, а деревянные колодцы стояли для того, чтобы очищать от тины не весь пруд, а только небольшой участок.
Это подтверждается тем, что зимой вода не замерзает во всём пруде.
Из-за забора в чистую родниковую запруду врывался поток воды — даже не один, и потом краем уходил в русло начинающейся реки.
Что это за речушка пробегает через источник? — размышляли мы. И именно в этот момент синюю калитку открыла женщина с ведром. Она прошла к мостику, встала на колени и зачерпнула воду ведром прямо из запруды.
«Мы всегда здесь воду набираем, — ответила она на наш недоумевающий взгляд. — Живём здесь. За водой сюда ходим. (Мы поинтересовались, что за речушка здесь бежит?) Нет, — удивилась она, — это не речушка. Это ещё один родник. Он чуть ниже из-под камня пробивается, по низинке сюда потоком бежит, а потом рекой — к Мане. Вон там в русле реки, — кивнула она за забор, — на Крещение делают «иордань». Столько людей сюда приезжает! Окунаются. А здесь в воду заходить нельзя, — она обвела рукой всю запруду. — Здесь, знаете, как «зыбучие пески» — дно рыхлое, затянуть может. И никого не докричишься — домов-то мало.
Видите, как здесь красиво?! Это мы всё сами делаем. Сосны посадили, цветы — только их кто-то повырывал. Мы тут сами порядок наводим, тину убираем. А ведь уже не молодые — тяжело! Люди мусорят, инвентарь воруют. И от администрации помощи не допросишься».
Мы хотели пройти к тому камню, из которого поток воды источается, но она стала отговаривать: «Не ходите. Сейчас нельзя. Клещей нахватаете». Клещей нахватать мы точно не хотели и не пошли. Пока разговаривали к роднику всё подъезжали и подъезжали машины, в основном — нивы. Набирали воду. Немного. Видно, местные. Мы сели в машину и той же дорогой поехали домой. Снова любовались местными красотами, а сами всё думали о роднике — таком богатом и опасном, о воде, о людях и о том, что нам нужно ещё чистить и чистить свою душу от всякой скверны.
Марина Пряжникова
Источники:
Афанасьев А. Источник живой воды// Голос времени. — 2019. — 26 июля. — №30 (11240). — С.6
Фотографии А. М. Пряжниковой