Пятьдесят с плюсом

Стаж Валентина Чижова поистине удивителен – вот уже полсотни лет он верой и правдой служит в филиале ведомственной охраны железнодорожного транспорта на Красноярской железной дороге.

Валентин Викторович – ведущий инженер по материально-техническому обеспечению сектора административно-хозяйственной работы Красноярского отряда ведомственной охраны. Ранее он возглавлял отдел материально-технического обеспечения (МТО) и социальных вопросов службы военизированной охраны. Был старшим инструктором по МТО, а ещё раньше – начальником стрелково-пожарной команды на станции Саянская.

«Он, действительно, старейшина нашего филиала, ‒ говорит о своём коллеге председатель первичной профсоюзной организации Красноярского отряда Юрий Михель. – Разумеется, это ценный ответственный работник, хороший товарищ и просто очень добрый человек».

«Уже и не вспомню, кто мне посоветовал пойти в охрану, но работы в родном Артёмовске после армии я не нашёл. А эта служба походила на военную, и я с радостью пошёл туда», ‒ вспоминает Валентин Чижов.

Так, в 1970 году он стал стрелком военизированной охраны Красноярской магистрали. Молодого, ещё не растерявшего армейских навыков парня отправили учиться в школу командирского состава охраны, которую он окончил экстерном за полгода и по прибытии домой сразу был назначен начальником команды.

Служба в охране была непростой. Например, зимой, сопровождая поезд, стрелок ехал в караульном тулупе на платформе в любую стужу. Связь – только в кабине электровоза или на станции. Не лучше условия были и на охране искусственных сооружений. А спрос со стрелка за охрану объектов был полным, как с любого человека с табельным оружием (на вооружении тогда стояли наганы и карабины Симонова).

«Применять оружие, стреляя в человека, мне, слава богу, не пришлось, но предупредительные выстрелы в воздух – такое случалось», – вспоминает наш герой.

Десять лет он отслужил на станции Саянская. А когда в 1979 году Красноярская дорога выделилась из состава Восточно-Сибирской, в связи с этими переменами потребовалось и переформирование отрядов военизированной охраны. Соответственно в органы управления потребовались специалисты, которых ранее на дороге не было. Так Чижову предложили переехать в Красноярск, чтобы переквалифицироваться в снабженцы.

В то время он стал помощником начальника административно-хозяйственного отдела. Хорошо зная структуру отряда, стал осваивать хозяйственные операции: в определённое время нужно было составить и утвердить заявки на караульную и специальную одежду и обувь, в нужные сроки получить товарно-материальные ценности и распределить по подразделениям. А обеспечить требовалось почти 4,5 тысячи человек. Но Валентин Чижов и помогавший ему кладовщик вдвоём справлялись со всеми поставленными задачами.

Менялись железные дороги России, изменялись и юридический статус, и функции, и основные направления деятельности военизированной охраны: в начале 2000-х она стала ведомственной.

«Перемены коснулись и хозяйственных функций, – отмечает Чижов. – Если раньше наши помещения и всё, что в них, принадлежали дороге и состояли на балансе дистанций гражданских сооружений, то теперь мы полностью являемся их балансодержателями. А потому снабжение отвечает за все хозяйственные вопросы, организует конкурсы на поставки товаров и услуг и занимается многим другим».

Валентин Викторович с супругой Тамарой Павловной воспитали двоих детей. Дочь получила железнодорожную специальность и работает в управлении дороги.

Дети подарили родителям трёх любимых внуков. Находится время и для заботы о саде и огороде – от первой весенней борозды до закатывания банок с соленьями по осени.

«Время пролетело быстро, – говорит ветеран, которому месяц назад исполнился 71 год. – Пятьдесят лет отработал как один день, и почему-то не чувствую возраста».

Роман Кайгородов

Источник:

Кайгородов Р. Пятьдесят с плюсом //Гудок. — 2020. — 4 декабря. — 2 полоса

Фотография из архива Владимира Чижова