Рекордсмен рационализации

Электромеханик Аскизской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Красноярской дирекции инфраструктуры Игорь Мартыненко – автор 59 рационализаторских предложений, участник и победитель многочисленных конкурсов технического творчества дорожного и сетевого уровня. В феврале изобретательный железнодорожник номинирован от Красноярской дороги на звание «Новатор ОАО «РЖД».

Игорь Мартыненко, инженер по образованию, – потомственный железнодорожник, который пришёл на магистраль по стопам родителей. На нём трудовая династия не прервётся: сын Игорь, один из четверых детей железнодорожника, уже точно продолжит дело предков – он учится в Красноярском техникуме железнодорожного транспорта на помощника машиниста.

Сам Игорь Мартыненко пришёл работать в Саянскую дистанцию пути сразу после школы. Отслужив в армии, в 1990 году устроился в пункт контроля системы обнаружения нагрева букс по ходу поезда – это прообраз современной системы КТСМ. С 2008 года работал электромехаником в цехе контроля измерительных приборов Саянской дистанции СЦБ. Два года назад перевёлся на аналогичную должность в Аскиз.

За 15 лет работы электромехаником Игорь Мартыненко внёс 59 рацпредложений, которые были внедрены на полигоне Красноярской дороги и принесли весомый экономический и технологический эффект.

Мастер на все руки, он в совершенстве владеет техникой ремонта любых бытовых и электронных приборов, поэтому, если видит какое-то неудобство в повседневной работе у себя или своих коллег, ищет способ усовершенствовать рабочий процесс.

«Я занимаюсь ремонтом и контролем измерительных приборов. Например, есть такие приборы, в которых нужно коммутировать 13 перемычек только для того, чтобы проверить один уровень или показатель, – объясняет Игорь Мартыненко. – Я собрал реле, которое одним нажатием кнопки позволяет подключить все перемычки и провести необходимое измерение».

Самым простым из своих рацпредложений Игорь считает съёмную ручку к путевому фильтру ФП-25: с ней 12-килограммовый ящик размером 20 на 30 см стало гораздо удобнее нести на склад. Нехитрое приспособление заметно упростило труд работников цеха контроля измерительных приборов, учитывая тот факт, что путевые фильтры смонтированы на каждом перегоне и требуют периодического обслуживания и ремонта.

А одно из самых своих удачных рацпредложений Игорь Мартыненко внёс в 2015 году, когда предложил смонтировать в пульте дежурного по станции светодиоды вместо коммутаторных ламп, которые часто перегорают. Он изготовил порядка 900 светодиодных ламп и распределил их по линейным станциям. Предложение обеспечило годовой экономический эффект в размере 125 тыс. руб.

Из новых предложений, которые были реализованы в 2022 году, автор отмечает зажим для проводов. При замене блоков ФП-25 в шкафу СЦБ электромеханики откручивают гайки, а провода в это время висят в воздухе. При такой технологии не исключено короткое замыкание, и есть вероятность, что специалист в спешке из-за ограниченного времени «окна» перепутает провода. Мартыненко предложил фиксировать провода обычными канцелярскими зажимами с номерами, обозначающими номера проводов. Это полностью исключает возможность замыкания и путаницы при подключении техники после ремонта.

Самой же «прибыльной» идеей талантливого железнодорожника стало рацпредложение «Установка варисторов в полюсы питания», внедрённое в соавторстве с коллегой по дистанции Андреем Кущенковым. Годовой эффект от применения этой технологии, которая позволила повысить качество контроля нагрева букс при проходе поезда по участку, составил 270 тыс. руб. Проект занял третье место в сетевом конкурсе «Идея ОАО «РЖД» в 2018 году в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на повышение надёжности и отказоустойчивости технических средств железнодорожного транспорта».

Дарья Кот

Источник:

Кот Д. Рекордсмен рационализации //Гудок. — 2023. — 8 февраля. — Выпуск: № 22 (27602). — 4 полоса

Фотография из личного архива