Школьная теплица
В 60-70-е годы посёлок Саянский выделялся огромным количеством цветов. В 1967 году поселковый женсовет представил посёлок на районной выставке цветов, и он занял второе место по району. Весной в Саянскую ехали отовсюду: с города Заозёрного, с посёлка Урал, с ближайших населённых пунктов. Все торопились приобрести перед высадкой молодую цветочную рассаду.
Люди, которые приезжали сюда на постоянное место жительства, с восхищением рассказывали свои первые впечатления от маленькой железнодорожной станции:
«Посёлок встретил меня дождём и грязью, но настроение поднималось от большого количества цветов, которые расположились вокруг деревянных тротуаров и украшали улицы. — Рассказывала Слободчикова Татьяна Даниловна, приехавшая в Саянскую из Украины в 1973 году. — Цветы были везде. Их было много. Они украшали дома, улицы — всю железнодорожную станцию».
«Первое, что удивило в посёлке — чёрная земля, в Кировской области у нас земля коричневая была. Возле школы клумба — «5-я школа». Мне так понравилась эта идея! Я всё жалела, что сама до такого не додумалась. — Вспоминала свои первые впечатления Широкова Зинаида Фёдоровна, приехавшая в Саянскую в 1965 году из-под Кирова. — Ещё запали в памяти кусты черёмухи и акации, молодые тополя. Цветов было много! Это очень радовало! А ещё радовало наличие теплицы».
О том, как была построена теплица осталось в памяти старожила нашего посёлка — Куликова Виктора Леонидовича.
«Школу сдали в октябре 1962 года, — пытаясь восстановить последовательность событий, рассказывал Виктор Леонидович, — а летом 1963 года директор школы Трухан Николай Александрович обратился к командиру строительной бригады железнодорожных войск полковнику Матвейкову с просьбой помочь в строительстве школьной теплицы. Была выделена строительная бригада, и осенью 1963 года строительство теплицы было завершено. Весной 1964 года её впервые запустили».
Самым большим достоинством теплицы было центральное отопление, которое делало её в то время очень удобной и современной. Зимой теплица отдыхала, а весной пускали отопление, прогревая землю для посадки семян. На лето отопление отключали, а осенью — снова включали, чтобы продлить урожай овощей. Перед зимой же не только отключали отопление, но и сливали воду из батарей.
Сама теплица была большая. Сделана — из крупного кирпича, оштукатурена. Крыша была двускатная. Основу её составляли деревянные брусья. Северная сторона крыши — узкая, начиналась на высоте около двух метров, южная — широкая, уходила почти в землю и была покрыта стеклом.
С северной стороны теплицы вдоль всей стены располагалось три больших окна.
«Северная сторона была не очень светлой, особенно — где не было окон, — рассказывал Виктор Леонидович. — Но многая рассада там росла неплохо».
Несмотря ни на что, внутри было светло, чисто и уютно. В центре помещения вдоль теплицы от начала до конца лежал деревянный настил. По нему передвигались работники: учащиеся и учителя: Боев Виталий Геннадьевич, Широкова Зинаида Фёдоровна, Липко Евгения Карповна. Над настилом были установлены лампы дневного света, а по обе стороны от него — деревянные стеллажи. На них в два яруса стояли ящики с рассадой: помидоры, огурцы, ну и, конечно же, однолетние цветочные растения, которыми славилась на всю округу Саянская.
Ящики для теплицы делал на уроках труда вместе с детьми Куликов Виктор Леонидович. Он же охотно занимался её ремонтом и полным обслуживанием.
Цветочную рассаду высаживали во дворе школы и на улице Ленина. Предоставляли рассаду сельскому Совету для озеленения территории посёлка. Много рассады продавали: жителям Саянской и приезжим покупателям. Заполняли квитанции о продаже, потом эти квитанции и деньги сдавали в бухгалтерию.
«Сколько получалось денег — я уже не помню, но не мало, — рассказывала Широкова Зинаиды Фёдоровна, которая, будучи химиком-биологом, в то время вела работы в теплице. — Хорошая выручка была. Хватало, чтобы потом и семена купить. Но что самое главное: дети работали с удовольствием. Даже мальчишки-хулигашки. Сначала семена в землю пальцем тыкали, потом я попросила трудовиков сделать маркёры — пластиночки такие, получалось ровно, на одинаковом расстоянии. Рассада так красиво выглядела! И ребята никогда не рядились, поливали, полы мыли — вода горячая была, из батарей брали. С каким удовольствием там ребятишки работали, это не выскажешь, не вышепчешь!»
Осенью 1967 года по какой-то причине забыли слить воду, трубы и батареи перемёрзли, кое-где полопались. Весной 1968 года теплица заработать не смогла.
«В 1967 году я перешёл работать в локомотивное депо и не знаю, почему так случилось. А в 1969 году я снова вернулся в школу. Директор школы Трухан Николай Александрович предложил мне восстановить теплицу. Но сначала мы решили её реконструировать: сделать крышу четырёхскатной и полностью застеклённой. Я принялся за работу. Северную стену мы укоротили, южную — подняли с помощью кирпича, потом заштукатурили. Форму крыши — сильно изменили: с фасада она стала смотреться, как два треугольника. Покрыли её стеклом. Оставалось только поменять полопавшиеся трубы центрального отопления, которое подходило к теплице от здания ШЧ. Тут мне предложили хорошую работу и я ушёл. А теплицу так и не доделали. Она долго стояла под стеклом. Потом стёкла выбили. Наконец, крышу перекрыли шифером и теплицу превратили в склад».
Мало что теперь напоминает о былой славе школьной теплицы, которая когда-то приумножала престиж молодого железнодорожного посёлка.
Марина Пряжникова
Источники:
Рассказы Куликова Виктора Леонидовича и Широковой Зинаиды Фёдоровны
Фотоархив Куликова Виктора Леонидовича