Самородов Сергей
Каким он парнем был…
«Со щитом или на щите» солдаты всегда возвращаются домой. В 2002 году наш посёлок в очередной раз со скорбью ожидал возвращения домой своего сына — героя Чеченской войны, посмертно награждённого Орденом Мужества, Самородова Сергея.
В 2012 году Лобарева Маргарита под руководством учителя истории Марченко С.Е. написала исследовательскую работу, посвящённую саянскому мальчишке — незнакомому и близкому, погибшему задолго до того, как она узнала «Каким парнем он был…»
«Недавно, перебирая с бабушкой фотографии, я наткнулась на один снимок, — так Маргарита описала событие, с которого началось её исследование. — На снимке рядом с бабой стоял Самородов Сергей и держал меня на руках. Бабушка рассказала мне, что фотография эта была сделана 1 сентября 1997 года, рассказала про Сергея, про то, что он погиб, и каким был человеком. Она очень хорошо знала его, ведь семья бабушки и семья Самородовых всегда дружили. Эта история меня заинтересовала, и я решила побольше узнать о судьбе этого человека».
Самородов Сергей Александрович родился 18 ноября 1982 года в посёлке Саянском. Мать его — Самородова Нина Александровна, отец — Самородов Александр Владимирович. Сергей был вторым ребёнком в семье, а первой была дочь Татьяна.
С детства Сергей отличался весёлым нравом и любознательностью. 1 сентября 1989 года он пошёл в Саянскую среднюю школу №5, в 1 «Б» класс. Первым его учителем стала Майкова Мария Степановна, которая помнит Сергея как доброго, отзывчивого и очень весёлого мальчика.
С 1993 года классным руководителем Сергея была Королёва Елена Ивановна. На протяжении школьных лет у Сергея было много друзей.
Щерба Евгений до сих пор проживает рядом с Самородовыми, в квартире напротив.
«Мы общались, можно сказать, с пелёнок, — рассказывал об их давней дружбе Евгений, — гуляли вместе, собирали старые мотоциклы, на которых потом гоняли, как сумасшедшие. Вместе пошли в 1-й класс, с 5-ого класса учились в параллельных классах, но всё равно общались. Он был очень добрым и отзывчивым человеком, очень хорошим другом. Страшно было осознавать, что Сергей погиб. Я, так же ка все родные и друзья Сергея, не знал, что он служил в Чечне. Он никому не рассказывал. После того, как мать Сергея уже получила похоронку, Евгению Разину, сродному брату Сергея, пришло письмо, в котором Сергей писал, что действительно проходит службу в городе Грозном Чеченской республики. Это письмо мы читали дома у Сергея. Все плакали, никто не мог поверить, что Сергея больше нет с нами…»
С детства самой большой страстью Сергея была техника. Вместе с друзьями он постоянно пропадал в гараже.
«Не бегал нигде, не пакостил, — рассказывала его мать Нина Александровна, — вечно в гараже: разбирает там что-то, собирает. Как-то осенью нужно было картошку копать, а перевозить её — не на чем. Серёжа весь день в гараже с мотоциклом проковырялся, что-то выкручивал, прикручивал… Показывает потом — корыто приделал. Всё — можно картошку перевозить».
По окончании 9-ого класса Сергей поступил в Красноярское училище. На его 18-летие близкие устроили весёлый праздничный вечер. Тогда они не догадывались, что фотографии с этого праздника останутся последним радостным воспоминанием, связанным с жизнью их сына, брата и друга:
В августе 2000 года вся страна была прикована к телевизорам в страхе за судьбу экипажа российской подводной лодки «Курск». Нина Александровна вместе с Сергеем следили за новостями.
«Я слушала о гибели ребят, служивших на этой подводной лодке, и моё сердце сжималось при мысли о том, что скоро мой сын тоже будет где-то нести службу и подвергаться такой же опасности. «Как же тяжело сейчас их родителям», — шептала я, качая головой. А Сергей, словно уловив мои мысли о его скором призыве, стал меня успокаивать: «Мам, ну чё ты переживаешь? Всё будет хорошо! Я быстренько — туда и обратно!» У меня до сих пор в ушах стоят эти его слова: туда и обратно», — дрожащим голосом повторяла Нина Александровна.
27 ноября 2000 года Сергей был призван в армию. Накануне отъезда дома состоялись пышные проводы. Было весело и лишь немножко грустно.
Конечно, как настоящий мужчина, Сергей был готов защищать Родину. На пересыльном пункте города Красноярска призывникам сделали первые армейские фотографии. Три дня Нина Александровна жила в городе, ожидая его назначения и отправки. А Сергей всё твердил: «Едь домой, не жди». Но разве успокоится сердце матери, если она не проводит сына в дальнюю дорогу?!
«Отправляли их вечером. Темнело. На вокзале мелькал народ. Я пряталась за ступеньками виадука, чтобы Серёжа не заметил, — вспоминала Нина Александровна, — видела, как их построили. Ребята все крепкие, рослые, а мой — выше всех… Перед отправкой всё таки подбежала, обняла… «Мама, ты ещё не уехала?!» — говорит. А меня в этот момент, как осенило, будто вижу его последний раз. Перед глазами чётко пронеслось видение: похороны, на руках — гроб… Ели сдержалась. Проводила поезд. Приехала к сестре, ноги — ватные, села и твержу: «Леночка, я ведь его больше никогда не увижу». Она меня успокаивать, а я своё: «Нет, Леночка, я его больше не увижу». Я ещё тогда обо всём знала, чувствовала, только не верила…»
12 декабря 2000 года Сергея отправили в воинскую часть №3033 Ростовской области Октябрьского района в качестве стрелка. 16 декабря 2000 года Сергей принял присягу. 18 декабря 2000 года Сергея назначили стрелком-курсантом в той же воинской части.
15 мая 2001 года Сергея исключили из списка этой воинской части, и 16 мая он был зачислен в воинскую часть №3723 города Нальчика-20 в качестве наводчика-оператора БМП III класса.
«Закинули чёрт знает куда, — писал Сергей в очередном письме. — С той части, где я был ещё на сутки увезли. Эта часть, где я сейчас нахожусь, в горах. Видно Эльбрус, горы со снегом. Так красиво! Вот бы на видеокамеру снять эту красоту и вам показать! Когда нас везли сюда, проезжали Ростов-на-Дону и Минеральные Воды. Вот, хоть страну посмотрю…»
За всё это время Сергей прислал только одну фотографию. Он отправлял родителям письма, но ни в одном не говорил, что попал в город Грозный… Последнее письмо от Сергея Нина Александровна получила где-то в сентябре. Он писал, что скоро дембель…
«Осталось чуть-чуть, каких-то 8 месяцев, уже скоро дембель. Потерпите маленько и всё будет нормально. Да, мама, скоро у тебя день рождения. Желаю счастья, здоровья и никогда не болеть. Оставайся такой, как я тебя помню…»
Писем больше не было. Нина Александровна забеспокоилась, позвонила в воинскую часть №3723, но там сказали, что Сергей в командировке… на сельхозработах.
28 февраля 2002 года Нина Александровна отмечала свой день рождения, тогда она и представить себе не могла, что день, ставший когда-то для неё первым, станет последним днём для её сына.
Вечером 1 марта в квартире Самородовых раздался телефонный звонок. Из военной части звонил военком сообщить, что Сергей погиб. Через 2-3 дня приехал тот самый военком, привёз похоронку. Он пришёл к Самородовым вместе с главой района и мэром нашего посёлка.
«Вот, что вспоминает моя бабушка о том дне, — пишет Маргарита. — Пришёл военком вместе с главой посёлка и главой района. И Нина Александровна и Александр Владимирович были дома. Этот молодой человек, военком, упал перед Ниной Александровной на колени и просил прощения за то, что не сберёг её сына. Нина Александровна сидела в кресле и горько-горько плакала. Военком сказал, что бой длился всего 5 минут, что их обстреляли…»
Нина Александровна ничему не могла поверить, и не верила… Она постоянно мучилась вопросом: как же так произошло? Ответил на него сам Сергей. В мимолётном сне. Увидев сына, она сразу кинулась с вопросом: «Ты хоть правду мне расскажи, сынок! Что случилось?» А он повернул голову и, как в детстве, оправдываясь: «Мам, да на нас напали!» Теперь материнское сердце нашло все ответы. «На блокпосту у города Уру́с-Марта́н…» — без запинки повторяет она непонятное русскому человеку слово — такое чужое и такое родное с тех пор, как в землях Чечни пролилась кровь её сына.
«У меня сейчас своя БМП-2, — писал Серёжа в последнем письме Жене Разину, — стою на блоке 18 КПП, на самом выезде из Грозного. Дальше дорога пошла на Урус-Мартан — тоже город, который не тронули. Я здесь в Грозном нахожусь уже 6 месяцев, пошёл седьмой. Пробуду здесь до сентября, короче, до самого дембеля… Крышу уже рвёт…»
О том, что служит в городе Грозном, Сергей написал только одному человеку — брату, Евгению Разину. Но Евгений получил письмо уже после сообщения о гибели. Письмо это читали дома у Самородовых. Казалось, что произошла чудовищная ошибка, что ничего не случилось, что Сергей жив… Снова затеплилась надежда увидеть его дома живым и здоровым…
Цинковый гроб пришёл через месяц. Привезли его солдаты, несли на руках до самого дома. Так сбылось пророческое видение матери. Почётный караул произвёл выстрелы в знак прощания и горькой утраты. И всё.
Осталась только память, любовь и ещё Орден Мужества, которым был награждён Сергей за то, что спас друга.
Про то, что Сергея наградили Орденом Мужества семья Самородовых узнала только через полгода.
«Приехали военные, пригласили в поссовет… Мэром тогда был Кислицын Василий Антонович. Вручение было торжественным…» — отвлечённо и безрадостно говорила Нина Александровна.
Пустоту утраты награда не восполнила, боль материнского сердца не утолила.
Сегодня мы даже не знаем имени человека, ради которого Сергей не побоялся пуль вооружённых боевиков.
«К сожалению, — пишет Маргарита, — поговорить с ним лично мне не удалось, но кое-какую информацию я всё-таки получила».
Этот человек, как и Сергей, родился в 1982 году в селе Агинском. В 2000 году он так же попал в город Грозный и воевал в тот роковой день вместе с Сергеем. Именно его Сергей спас от смерти. Весной 2002 года он был комиссован по ранению и летом приехал в посёлок Саянский, чтобы познакомиться с родителями Сергея. Он хотел много рассказать, но им было ещё очень тяжело говорить об этом. Разин Евгений и братья Щерба долго говорили с ним о Серёже.
«Бой шёл не менее 5-ти часов, — рассказывал он, противопоставляя свои слова словам военкома. — Меня ранили. Сергей вытащил меня из БМП, опустил в окоп, а когда сам стал спускаться, ему в спину попала пуля… Мы очень долго лежали в окопе. Когда нас увозили с поля боя, Сергей был жив. Он не дотянул до госпиталя всего пару минут…»
Однажды к Нине Александровне зашла соседка по дому. Сказала, что видела Серёжу. Во сне. Сидел около дома на лавочке, как в прежние времена. Вокруг него — какие-то ребята военные. И он тоже — в военной форме. «Здравствуйте, — кричит, — тётя Валя!» Весёлый такой, довольный…
Церковь на Руси всегда почитала павших на поле боя воинов наравне с мучениками, причисленными к лику святых. Исполнив свой сыновний долг перед Родиной, земное воинство превращается в воинство небесное, отлетая туда, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания.
В городе Красноярске есть культурно-исторический центр. В нём находится галерея памяти с фотографиями парней Красноярского края, которые погибли в Афганистане и Чечне. Рядом с каждой фотографией стоит автоматная гильза со светящейся лампочкой, символизируя военную свечу, горящую за упокой души павшего воина.
А ещё в Красноярске есть памятник воинам-интернационалистам. Рядом с ним находится мемориальная доска с именами красноярских ребят, погибших в горячих точках.
Есть на ней и имя нашего земляка — ефрейтора Самородова Сергея Александровича. Вечная ему память!
Марина Пряжникова
Послесловие:
В 2021 году партия «Единая Россия» запустила всероссийский образовательный проект «Парта Героя», чтобы в доступной форме рассказать школьникам о земляках, совершивших доблестный поступок и проявивших личное мужество. В Саянской школе состоялось открытие «Парты Героя» в честь Сергея Самородова. Вот, что писала об этом событии районная газета:
«На торжественной линейке присутствовали почётные гости: мама выпускника-героя Нина Александровна Самородова, его родная сестра Татьяна Александровна, глава посёлка Саянский Евгений Анатольевич Перистый.
Парта Героя – это ученический стол, на котором размещена фотография Героя, информация о фактах его биографии и заслугах. Право сидеть за «Партой Героя» будет присуждаться учащимся начальных классов за отличные оценки, а также за активную общественную работу.
Почётное право поставить парту в свой класс первыми получает лучший класс 2019/2020 учебного года – 4 «В», классный руководитель – И.В. Горнакова.
Право первыми сесть за парту Героя предоставилось Анфисе Белоножкиной и Марине Риттер за отличные успехи и активное участие в жизни школы, класса и посёлка.
В течение полугодия за ней будут сидеть лучшие ученики этого класса. По происшествии полугодия парта почётно перейдёт в тот класс, который это заслужит».
Источники:
Лобарева Маргарита. Каким он был парнем… Исследовательская работа (Рук. С.Е.Марченко). п.Саянский, 2012 год
Рассказы Нины Александровны Самородовой
Письма Сергея Самородова
В Саянской школе открыта «Парта Героя»// Голос времени. — 2021
Пусть земля ему будет пухом!
Однофамилец, а может быть и дальний родственник, как знать, пусть земля тебе будет пухом. Вечная память. Как жаль, что такие молодые парни уходят от нас. И снова парни погибают на войне за нашу Родину. Слава Героям!