Кошурников Александр Михайлович

3 ноября 2012 года исполнится ровно 70 лет, как трагически погибла экспедиция под руководством Александра Кошурникова. Сейчас именами этих отважных людей назван один из хребтов в Саянах, названы станции магистрали Абакан-Тайшет, улицы городов и сёл. Улица имени Александра Кошурникова есть и в нашем посёлке. И это не удивительно, ведь его изыскания легли в основу строительства трассы мужества, на которой в 1959 году появилась станция с красивым названием — Саянская.

Дата рождения:

13 марта 1905 г.

Место рождения:

село Харабали Астраханской губернии Российской империи

Дата смерти:

3 ноября 1942 год

Место смерти:

река Казыр, Красноярский край, СССР

Научная сфера:

инженер-изыскатель

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Томский технологический институт (ТТИ)

Награды и премии

орден Ленина (12 апреля 1966)

Безымянный

Александр Михайлович Кошурников родился 13 марта 1905 года в семье изыскателя и строителя российских железных дорог Михаила Кошурникова, в калмыцкой степи, в сельской местности под названием Харабли, бывшей Астраханской губернии. Александр был пятым ребёнком в семье, единственным долгожданным сыном. Детство Саши ничем не отличалось от детства его ровесников.

Сибирь семья Кошурниковых переехала в 1913 году. Александр Михайлович учился в Томском технологическом институте на инженерно-строительном факультете. По окончании его работал в городе Новосибирске в группе технических изысканий начальником изыскательской партии.

Большое влияние на формирование характера молодого человека оказал его отец, Михаил Николаевич. От него унаследовал Александр целеустремленность, трудолюбие, мужество и выносливость. В 1940 году Александр Михайлович писал:

«Отец мой, происхождением из крестьян Вятской губернии, остался сиротой одиннадцати лет и на свои средства учился в г. Вятке, где окончил реальное училище и поступил в Петербургский технологический институт, который окончил в 1898 году.  После окончания института отец работал на изысканиях и постройках железных дорог».

Именно Михаил Николаевич привил сыну любовь к природе, научил выживать в тайге: вязать салики, делать для ночлега балаганы, жечь в непогоду костёр, метко стрелять, ловить рыбу, ориентироваться по звериным следам. Поэтому не удивительно, что Кошурников пошёл по стопам своего отца. В 1923 году он поступает в Томский технологический институт.

«Во время летних каникул и на летних практиках я работал на железнодорожных изысканиях, проводя больше полгода вне института», – вспоминал Александр Михайлович.

В январе 1930 году Кошурников заканчивает курс по специальности «Мосты и тоннели» инженерно-строительного факультета.

С 1935 года Кошурников перешёл на строительство железных дорог.

15 ноября 1939 года, получив достаточный практический опыт по строительству железных дорог, вернулся на проектно-изыскательную работу в Сибтранспроект. В Сибтранспроекте развернулась большая инженерная деятельность Кошурникова по изысканиям и проектированию железных дорог. В должности начальника партии, начальника титула он работает на таких больших линиях, как Тайшет — Киренск, Новокузнецк — Абакан, Барнаул — Кулунда, Янаул — Шадринск и другие.

Восточный Саян, куда Кошурникова, как начальника экспедиции, отправили с целью проложить трассу для будущей дороги «Абакан-Тайшет», всегда считали суровым краем. Холодные и бурные реки, пороги, непроходимая тайга, труднодоступные хребты. Задача перед изыскателями стояла очень сложная. Но каждый из них понимал, на сколько эта трасса важна для страны.

То, что именно Александру Михайловичу поручили руководство такой важной и сложной экспедицией, характеризует его как безусловного лидера и профессионала своего дела.

К осени 1942 года Александр Михайлович имел опыт изысканий и проектирования ряда сложных железнодорожных трасс. Его имя связано со строительством и проектированием около 20 железных дорог.

Он признавал удобство выхода трассы к Нижнеудинску, но выбран был вариант с выходом на Тайшет.

Сложность экспедиции дополняло время, в которое она проводилась. Шёл второй год войны, все свои усилия страна вкладывала в победу над гитлеровской Германией.

Планировалось, что экспедиция выйдет на маршрут ещё в сентябре, но каждый раз дата отправления откладывалась. Были большие проблемы со снаряжением.

5 октября 1942 года экспедиция под руководством Кошурникова отправилась по маршруту Нижнеудинск-Абакан. В составе экспедиции были также инженер Алексей Журавлёв и техник Константин Стофато. Отряд Кошурникова вышел на оленях из села Верх-Гутары, за неделю достиг долину реки Казыр.

tm_3_Исследуя каждый километр её берега, породы, слагающие склоны долины стало ясно, что берегом дальше не пройти. Экспедиция продолжила свой путь вниз по реке на плоту.

О дальнейшем пути следования отряда пишет писатель А.Л.Коптелов:

«Погода портилась. Зима наступила раньше обычного. Это осложняло условия передвижения по Казыру, и отряду приходилось пробиваться вперед с нечеловеческими усилиями. Отряд прошел по Казыру 180 км и миновал все наиболее опасные места. Впереди было уже предгорье и до первого населенного пункта оставалось только 52 км. Но погода продолжала ухудшаться и силы участников падали».

Измождённые и вымотанные они всё же продолжали выполнять свой долг. 2 ноября случилась трагедия. Их плот на стремительной реке затащило под лед и только одному Кошурникову удалось добраться до берега, но он замерз.

Поиски экспедиции начались, когда она не вышла в условленный срок — (25 октября) в изыскательскую партию, работающую в предгорьях на западе Саян. Прошли все контрольные сроки, наступил ноябрь, а никаких вестей не было. Во время проведения поисково-спасательной операции удалось обнаружить три мешка с вещами и продуктами и только через год 4 октября. рыбак Иннокентий Степанов нашел в одном из боковых рукавов Казыра полузанесенные песком останки человека в железнодорожной куртке. Рядом в воде виднелись размокшие листы бумаги. Рыбаку удалось собрать 35 листочков. Это был написанный карандашом дневник, в котором Кошурников подробно описывал долину Казыра и его притоков, геологическое строение террас, водные характеристики реки, а также будни членов экспедиции. Дневниковые записи свидетельствуют о том, как скромно и даже скудно была снабжена экспедиция, ведь шли годы войны. Последняя запись была сделана 3 ноября 1942 года:

«3 ноября. Вторник. Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа: погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну».

Константина Стофато сразу затянуло под лёд. Алексею Журавлёву помогал выбираться Кошурников, но вытащить на берег так его и не смог. Без еды, огня, в мокрой одежде он прожил ещё сутки. 3 ноября не стало и Александра Михайловича. Об этой трагедии страна узнала только через год, когда нашли останки Кошурникова и листки дневника, который он вёл от самого начала экспедиции до последних минут своей жизни.

stdjyyha5rhj4u54whga_7631

Задержка с началом экспедиции. Трудности с оснащением (не хватало даже элементарного — сапог). Поскольку на протяжении маршрута была близка граница с Тувой, изыскателям не разрешили взять с собой рацию. Кроме того, в этом году зима пришла раньше, чем обычно. Возможно, эти факторы во многом повлияли на трагичный исход экспедиции.

Они не дошли до благополучного финиша всего 30 километров. Но дневник и специальные пометки на картах рассказали обо всём, что нужно было знать проектировщикам. Труд, начатый Кошурниковым, завершили его ученик Евгений Алексеев и другие изыскатели.

stelaСейчас на берегу Казыра возвышается стела, символично сделана из трёх железнодорожных рельс. От стелы вверх ведёт дорожка к могиле известного изыскателя Александра Михайловича Кошурникова. Здесь часто бывают люди, которые с большим уважением относятся к подвигу, который совершил этот человек и два его товарища.

Все трое изыскателей были посмертно награждены государственными наградами. Именем этих трёх мужественных людей названы населённые пункты по трассе Абакан — Тайшет, улицы, открыты мемориальные музеи, памятники. Советские географы назвали именем замечательного изыскателя, руководителя экспедиции, хребет вдоль Левого Казыра.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1966 г. сотрудники Новосибирского проектного института были посмертно награждены: А.М.Кошурников — орденом Ленина, К.А.Стофато и А.Д.Журавлев — орденами Трудового Красного Знамени.

4

Сейчас именами этих отважных людей названы станции магистрали Абакан-Тайшет, улицы городов и сёл и один из хребтов в Саянах.

В посёлке Кошурниково возведён мемориал А.М.Кошурникову и памятник А. Стофато и К. Журавлёву, а в средней школе N 22 этого же посёлка есть небольшой народный музей памяти первых изыскателей дороги.

memorial

Также, в институте Сибгипротранс открыт музей имени Кошурникова, где собраны материалы обо всех замечательных изыскателях, прокладывавших стальные дороги в Сибири.

memorialynaya-doska

Источники:
Единый информационно-сервисный центр
(Всё самое интересное о железной дороге)

Новосибирский Краеведческий портал
Электронная энциклопедия ТПУ
сайт семьи Никулиных