Карантин в посёлке Саянском
После массового заражения рабочих киргизской национальности, нанятых в Саянскую ПМС-257 для ремонта железнодорожных путей в авральное летнее время, в посёлке Саянском с 4 июня был введён карантин.
Около трёх десятков заболевших путейцев было помещено в железнодорожную больницу посёлка, остальные под наблюдением врачей находились в пассажирских вагонах, стоящих на территории ПМС. Доступ к ним был разрешён только медицинским работникам. Гастарбайтерам был запрещён любой контакт с посторонними.
По словам главного врача узловой больницы Татьяны Пинегиной, карантин может быть снят лишь неделю спустя после того, как выздоровеет последний больной. Этот долгожданный для всех жителей посёлка и особенно для самих горе-железнодорожников день наступил 16 июня. Но проблем у властей Рыбинского района и посёлка после этого меньше не стало. Дело в том, что новое руководство ПМС-257, похоже, не собирается отказываться от дешёвой и безотказной рабочей силы из Киргизии и Таджикистана. По крайней мере, главе района Сергею Колесову уже поступила просьба разрешить трудоустройство в ПМС полсотни иностранных путейцев. Остальных собираются направить на железнодорожные работы в Читинскую область.
«Во-первых, я не уполномочен давать подобное разрешение, — не скрывает раздражения Сергей Михайловича. — Во-вторых, сделаю всё, чтобы убрать гастарбайтеров с территории района. Мы и так прославились на всю страну, и где гарантии, что подобное ЧП в ПМС не повторится, ведь санитарное состояние в иностранных бригадах по-прежнему нулевое. К тому же в железнодорожном посёлке Саянский и без киргизов можно легко набрать рабочих, причём профессионалов своего дела, а не дилетантов. Другое дело, что им надо создать нормальные бытовые условия и хорошо платить».
Для узловой станции Саянская, расположенной на трассе Абакан–Тайшет, массовые отравления рабочих ПМС-257 вызвали настоящий переполох не только среди медицинского персонала и местных властей. Не на шутку встревожились и сами железнодорожники.
Слишком необычными оказались пациенты, которые лишь номинально представляли путейскую профессию. Все они были выходцами из Киргизии и приехали в Сибирь на заработки.
Впрочем, руководители некоего ООО «Путь» уверяли железнодорожников: подвоха с нашей стороны нет, и подготовленность гастарбайтеров отвечает чуть ли не международным стандартам. Прямо хоть сейчас с такими молодцами реализуем все ваши транспортные проекты.
Начальник ПМС-257 Петр Дмитриевич Суворов быстренько определил местом дислокации пассажирских вагонов с нелегалами станцию Саранчет – отсюда и начинался фронт летних путевых работ. Вот только с питьем возникла напряженка, и тогда воду рискнули брать прямо из… лужи. И началось! Весь боевой состав, включая проводниц, очень скоро представлял собой жалкое зрелище. Сто человек, способных укладывать путь, оказались в конечном счете на больничной койке. А многим специалистам ПМС-257, которым так или иначе приходилось вступать в производственный контакт с подчиненными, тоже был определен карантин.
Настоящий стресс пережили врачи узловой больницы в Саянской: весь страшный удар они приняли на себя. И даже разместили в инфекционных отделениях больных дизентерией, хотя формально могли бы этого не делать, ведь ни о каких полисах медицинского страхования у людей, самовольно оказавшихся в России, речи и быть не могло.
Но поступить по-другому медики просто не могли. Станция Саянская – крупный населенный пункт, и любое массовое заражение можно рассматривать как чрезвычайную ситуацию. Кроме того, руководители ПМС-257, как выяснилось, еще более усугубили ситуацию, когда пригнали зараженный поезд прямо в поселок. И до последнего дня чиновники скрывали истинное положение вещей.
В Красноярске вовремя обеспокоились, и приказом начальника дороги Владимира Супруна, несмотря на разгар сезона летних путевых работ, горе-руководитель был снят с должности. Конечно, можно теперь во всем обвинять именно Суворова, но вряд ли без санкции Дирекции по ремонту пути он взял бы инициативу на себя, подписывая сомнительный контракт.
Руководство же дирекции пошло по самому простому варианту, не усложняя себя кадровой проблемой. Зачем вести поиски сезонных рабочих, когда является посредник и предлагает услуги? Не насторожило дирекцию весьма немаловажное при этом обстоятельство: в регионе, где сибиряки ищут работу и порой не могут ее найти, по крайней мере неразумно создавать рабочие места для жителей Киргизии.
Все, к счастью, обошлось, и в этой неприятной истории можно было бы поставить жирную точку, тем более что дела у многих больных пошли на поправку, дизентерия побеждена, да и летнюю путевую страду еще можно выиграть, бросив на тагульское направление дополнительные силы. И все же…
В минувшем году то же пресловутое ООО «Путь» уже предоставило своих «проверенных на сто процентов» людей. Причем многие из них даже в списках не значились и неизвестно, получали ли зарплату.
По-человечески жаль людей, которых попросту «кинули», но это все же их проблемы. А вот потеряла ли что-то дорога в результате столь рискованного эксперимента? Вне всякого сомнения, без издержек не обошлось, ведь любое присутствие дилетанта там, где должен находиться профессионал, чревато последствиями. В угоду чьих-то корыстных интересов приносится самое главное – безопасность движения поездов. А не случись вспышки дизентерии в Саранчете и Саянской, что, так бы все и сошло?
Весенний комиссионный осмотр на Абаканском отделении вскрыл очень много недостатков. И где же они всплыли в первую очередь? На Тагульской и Саянской дистанциях пути, там, где и разворачивали свое поле битвы батыры из Киргизии.
У ревизоров серьезные замечания по содержанию стрелочных переводов, имеются провесы остряков, а есть места, где даже недобиты костыли. Что уж говорить про нынешний сезон, когда монтеры не столько занимались прямым делом, сколько бегали по нужде в кусты. На кого будут списывать всю халатность? На отделении остро назрела необходимость создания укрупненных бригад, как это успешно применяют в Красноярске. И достигают успехов: только всем миром можно добротно проводить и планово-предупредительный ремонт, и вести укладку бесстыкового пути с помощью машинных комплексов.
Сегодня ПМС-257 и ПМС1-81 нуждаются в резерве постоянных кадров, чтобы в полном объеме и качественно вести оздоровление трассы мужества Абакан – Тайшет, увеличивать ее пропускную способность. И здесь вся надежда на людей, которые местом своей жизни выбрали Сибирь. Весьма импонирует в этом отношении позиция начальника дороги Владимира Супруна, который специальным приказом определил приоритетный набор в Красноярский железнодорожный техникум абитуриентов из сельской местности, по сути – с линии.
На сегодняшний день линия оголена. Не хватает многих грамотных специалистов, и путевое хозяйство в этом плане не исключение. Это еще раз подтверждает мысль, что не временные люди, выписанные из «тридевятого царства-государства», а местные кадры – резерв и надежный оплот любого хозяйства, которое ведет оздоровление пути.
Источник:
«Красноярский железнодорожник» от 01 июля 2005 года