Машинисты со станции Зуевка
Первые машинисты Саянского депо
Открытие трассы Абакан-Тайшет случайно совпало с закрытием Зуевского паровозного депо в Кировской области. Так локомотивное депо «Саянская» в 1965 году пополнилось зуевскими машинистами, приехавшими на героическую стройку века.
Станция Зуевка (по названию близлежащей деревни Зуи) появилась в 1898 году, когда по Царскому Указу началось строительство железнодорожной магистрали Пермь—Котлас. Вместе со станцией к моменту пуска железной дороги в пристанционном посёлке было создано паровозного депо.
К началу строительства железнодорожной трассы Абакан-Тайшет Зуевское паровозное депо имело уже более полувековую историю. В ближайших городах функционировали дорожно-технические школы, которые готовили специалистов для железной дороги. В Зуевском депо работали грамотные и опытные работники. В Казанской дорожной школе их обучали вождению тепловозов.

5 сентября 1962 года
Казанская дорожно-техническая школа
В третьем ряду третий слева Данилов Леонид Николаевич, седьмой — Частиков Пётр Фёдорович
В четвёртом ряду шестой слева Широков Борис Сергеевич
В Горьковской дорожной школе обучали вождению электровозов.

1963 год
Горьковская дорожно-техническая школа
Слева-направо:
В первом ряду второй Данилов Леонид Николаевич, третий Широков Бирис Сергеевич
Третий во втором ряду Дерягин Павел Егорович
Девятый в третьем ряду Частиков Пётр Фёдорович
В 1965 году паровозное депо, находящееся на станции Зуевка Кировской области, подверглось расформированию. Работники железной дороги в отчаянии перебирали варианты своего дальнейшего трудоустройства… Первым предложил ехать на героическую железнодорожную стройку Абакан-Тайшет машинист электровоза Зуевского паровозного депо Акилов Сергей Митрофанович, давно размышлявший о покорении Сибири и Дальнего Востока. В марте 1965 года он вместе со своим шурином Широковым Борисом Сергеевичем поехал в Сибирь. В локомотивном депо Абакан Восточно-Сибирской железной дороги их сразу приняли машинистами тепловоза и направили работать на станцию Абакумовка, а в декабре того же года зачислили в штат оборотного депо Саянская — машинистами электровоза.
Следом за ними в 1965 году на восток потянулись другие работники Зуевского паровозного депо:
Частиков Пётр Фёдорович
Семушин Рафаил Яковлевич
Дерягин Павел Егорович
Архипов Алексей Петрович
Данилов Леонид Никифорович
Пасынков Геннадий Иванович
Беспёрстов Николай Захарович
В июле 1965 года Акилов Сергей Митрофанович снова вернулся в Зуевку для того, чтобы окончательно и навсегда покинуть её. В Сибирь он вместе с женой возвращался в товарном вагоне, где перевозили вещи и мебель. Одновременно с ними на станцию Саянская ехали семьи Широкова Б. С., Данилова Л. Н. и другие.
«На вокзале собралась вся Зуевка: нас провожали как героев, направляющихся на комсомольскую стройку, — вспоминала Широкова Зинаида Фёдоровна. — Педагоги, родители, ученики — все плакали. Я тоже рыдала, уезжая без всякого желания. Отговаривала и мама: «В Сибирь в ссылку ссылают, а вы сами едите». Но мы, как жёны, декабристов, собрали свои котомки и погрузили в товарный вагон поезда. Женщины с детьми сели — в вагон пассажирский. Я хорошо помню, что мы с Олей ехали вместе с Даниловыми Алевтиной Михайловной и её дочерью Галей. Запомнила это потому, что она всю дорогу не могла поднять головы, лежала пластом, так как очень плохо переносила езду в поезде: сама не пила, не ела и ребёнка не могла накормить, в туалет сводить. Я за ними всю дорогу ухаживала. Приехали мы прямо в Саянскую. В конце станции стояли товарные вагоны. И вот с июля до ноября месяца мы жили в одном из этих вагонов вместе с Акиловыми. Рядом с нами стояли другие вагоны, где жили Даниловы с Беспёрстовыми и другие. Я тогда никого не знала, даже наших зуевских. Электричества не было, готовили на печке, на кирпичах. Осенью в вагонах стало очень холодно — топили по возможности не переставая. В ноябре 1965 года «вагонников» стали расселять. Нам и Акиловым дали однокомнатные квартиры в трёхэтажном доме по улице Комсомольская. Дерягиным и Даниловым дали на двоих трёхкомнатную квартиру, а Беспёрстовых подселили в трёхкомнатную квартиру к Частиковым. Кому-то по приезду в Саянскую сразу дали одну квартиру на двоих — это Архиповы и Семушины. Про остальных сказать не могу. В декабре трассу Абакан-Тайшет сдали в эксплуатацию. В 1966 году военнослужащие стали разъезжаться. Нам и Акиловым дали освободившиеся двухкомнатные квартиры в благоустроенных домах по улице Ленина. Тогда же расселили Даниловых, Беспёрстовых и всех остальных».
О том, как работали зуевские машинисты красноречивей всего могла бы рассказать доска почёта оборотного локомотивного депо станции Саянская. Даже Беспёрстов Николай Захарович, который, не проработав и года, уехал на станцию Курагино, был признан в Саянской лучшим машинистом. Его фотография висела на доске почёта.
Частиков Пётр Фёдорович долгое время возглавлял оборотное локомотивное депо Саянская.
На станции Саянской зуевских машинистов называли одним словом «вятские», по старому названию города Кирова. Земляки на чужой земле стали, как говорится, ближе родственников: дружили семьями, отмечали дни рождения и праздники.

Упольников Иван Фёдорович, Данилова Алевтина Михайловна, Упольникова Зинаида Александровна, Данилов Леонид Никифорович

Март 1970 года
День рождения Алексея Петровича Архипова
На переднем плане Архиповы Алексей Петрович и Анна Михайловна
Дальше слева-направо:
Даниловы Алевтина Михайловна и Леонид Никифорович, Семушины Рафаил Яковлевич и Вера Васильевна, Дерягины Клавдия Максимовна и Павел Егорович
В последующие годы в состав оборотного локомотивного депо Саянская влились другие машинисты Зуевского депо, которые тоже стали искать в Саянской общения со своими земляками:
Терюхов Евгений Иванович
Богаев Анатолий Андреевич
Соболев Валерий Александрович
Никулин Виктор Степанович
Перевозчиков Анатолий Васильевич
Упольников Иван Фёдорович
Первые годы, проведённые на строительстве трассы Абакан-Тайшет, хорошо запомнила дочь Ивана Фёдоровича Упольникова — Катерина:
«В августе 1965 года мои родители приехали работать в Кошурниково. Первое время жили в вагоне на станции Сисим. Отец работал в локомотивном депо, мама — няней в детском саду. Когда стало холодно нас поселили в доме отдыха локомотивных бригад, а затем дали 3-трёхкомнатную квартиру, в которой мы прожили год. Где-то весной к нам подселили семью Богаевых. В 1966 году мы переехали в Саянскую и года три примерно жили на улице Ленина-5 в квартире 13, потом — по улице Школьной-7. Семья Богаевых в Саянской получила квартиру Беспёрстовых».

Слева-направо:
Вверху — Упольникова Зинаида Александровна и Терюхова Руфина Петровна
Внизу — Даниловы Алевтина Михайловна и Леонид Никифорович, Перевозчикова Нина Васильевна,
справа — Упольников Иван Фёдорович

Впереди Терюхова Руфина Петровна
Далее слева-направо:
Терюхов Евгений Иванович, Перевозчиков Анатолий Васильевич, брат Соболева Валерия Александровича — Геннадий

Женщины: Данилова Алевтина Михайловна, Терюхова Руфина Петровна, Перевозчикова Нина Васильевна
Мужчины: Данилов Леонид Никифорович и Терюхов Евгений Иванович
Бывшие зуевчане надёжно осели в Сибири. Доработали до пенсии. Стали ветеранами труда. Воспитали здесь детей и внуков, которые уже по праву называют себя сибиряками.

Ветераны труда:
Дерягин Павел Егорович (слева),
Архипов Алексей Петрович (в центре),
Акилов Сергей Митрофанович (справа)
Марина Пряжникова
Источник:
Рассказы Широковой Зинаиды Фёдоровны и Даниловой Алевтины Михайловны, Упольниковой Екатерины Фёдоровны
Фотографии из домашнего архива Даниловых и Широковых
Фотографии из альбома «Локомотивное депо станции Саянская: Родной школе от октябрят 3Б класса (Учитель В. В. Семушина) — п.Саянский, 1980»
Мои родители переехали в августе 1965 года — сначала в Кошурниково, первое время жили в вагоне на станции Сисим. Когда стало холодно, их поселили в доме отдыха локомотивных бригад и затем дали трёхкомнатную квартиру, в которой мы прожили год. Примерно весной к нам подселили семью Багаевых. Мама работала няней в детском саду. В 1966 году мы переехали в Саянскую и года три жили по улице Ленина-5, потом по улице Школьная-7. Семья Багаевых в Саянской получила квартиру Беспёрстовых.